ihistorian (ihistorian) wrote,
ihistorian
ihistorian

Имперские МТС

Неоднократно утверждал, что многие, даже почти все реализованные большевиками идеи, были озвучены прогрессивной частью общества еще в имперское время. Т.е. большевики не с Луны свалились, как это кажется сегодня многим обработанным антикоммунистической пропагандой националистам и французскобулочникам, а были одним из закономерных порождений Российской империи. разница лишь в том. что в империи эти прогрессивные проекты не удавалось осуществить, они оставались благими пожеланиями, а большевики сразу после прихода к власти взяли эти идеи на вооружение и стали внедрять часто в обязательном порядке.

Хороший и малоизвестный пример, иллюстрирующий это мое мнение, опубликовал уважаемый Аллеманд1990, один из немногих вменяемых французскобулочников.


Оригинал взят у allemand1990 в Об одном проекте конца 1916 - начала 1917 гг.

Доклад председателя Комиссии о рабочих дружинах совету Всероссийской сельскохозяйственной палаты

Недостаток рабочих рук и движущей живой силы в сельском хозяйстве принимает угрожающие размеры, вызывая тревожные опасения относительно возможности подготовить землю для будущих посевов без значительного сокращения посевной площади и убрать урожай 1917 г. без значительной убыли, всегда сопутствующей недостаточности сил, прилагаемых к уборке (перестой хлебов и осыпание зерна, порча хлеба в копнах от продолжительного оставления их в поле и т. д.) По сведениям Министерства земледелия, в 28 губерниях черноземной полосы посевная площадь уже в минувшем 1916 г. уменьшилась сравнительно с 1914 г. для озимых хлебов на 2½ миллиона десятин, а для яровых на 698 [так в документе – Allem.] миллионов десятин. Такую крупную разницу между сокращением размера озимого и ярового полей следует признать весьма показательной, ибо подготовка озимого поля под урожай 1916 г. производилась летом 1915 г. и подготовка ярового в значительном большинстве – весной 1916 г., следовательно, призывы в этот промежуток времени сразу сказались. В этот период последовал ВЫСОЧАЙШИЙ Манифест о призыве ратников ополчения […], а также ряд указов о призыве ратников ополчения дальнейших сроков […] Принимая урожайность с десятины  приблизительно в 50 пудов зерна, недобор 1916 г. в 28 губерниях выразится в 75 миллионов пудов озимого и в 340 миллионов пудов ярового хлеба. Как велика площадь недосева на урожай 1917 г., определить пока нельзя, так как значительная часть пахоты под яровой посев, особенно в крестьянских хозяйствах, производится весною. Но тревожные симптомы обнаруживаются и теперь. Относительно ярового посева они выражаются в значительном сокращении съемки крестьянами земли на один посев у частных владельцев, что крестьяне объясняют недостатком рук. Относительно же озимого посева большие опасения вызывают крестьянские поля в том состоянии, как они поступили под снег; в большом числе случаев на них не было зеленей, а только всходы, что можно объяснить крайне плохой обработкой земли, вполне, впрочем, естественной, когда за сохой или плугом идет не работник, а мальчик-подросток. Явление это тем тревожней, что по тем же сведениям Министерства земледелия под озимой культурой этих 28 губерний в хозяйствах крестьянского типа находится 16.286.000, а в частновладельческих хозяйствах 2.371.000 десятин.

Сознавая невозможность вернуть до окончания войны сельскому хозяйству всю массу живой силы, которая призвана из деревни к оружию, Всероссийская сельскохозяйственная палата задалась целью хотя [бы] несколько восполнить численный недостаток организациею труда. Для разработки этой задачи Совет палаты избрал особую Комиссию, которая и приступила к исполнению возложенного на нее поручения.


По мнению Комиссии, единственным исходом из настоящего трудного положения была бы всемерная замена живой силы механическою при такой организации, чтобы эта сила была использована наиболее производительно. Естественно, что первое, на чем останавливалось внимание – это движущая сила: тракторы и автомобили как тяга для пахотных и уборочных орудий и перевозочные средства для свозки с полей снятого урожая. Для достижения же наибольшей производительности этих машин представлялось необходимым по возможности сократить время их бесполезного передвижения и простоя. Находясь в частных руках, уборочная машина не пускается в работу, ожидая достаточной зрелости хлеба, а, между тем, в других, не очень отдаленных местах хлеб уже готов вследствие более южного расположения этого места или южного его склона, более песчаной и теплой почвы, нескольких предшествовавших солнечных дней и т. п. условий, влияющих на время уборки, на время пахоты и на время сева. Простой машин происходит особенно часто от поломок при невозможности исправить их домашними средствами; поломки же, в свою очередь, вызываются неудовлетворительной сборкой, неумелым обращением, недостаточной смазкой и т. п. причинами, составляющими скорее явление общее, чем исключение.

 Для устранения этих отрицательных условия применения механической силы к сельскохозяйственным работам, Комиссия полагала наиболее целесообразным сгруппировать по несколько механических двигателей на рабочую единицу, образовать рабочие дружины и направить их на работу с расчетом, чтобы они передвигались с места на место по мере наступления времени для применения их работы. Полного, с математической точностью и без остатка, использования работы механических двигателей такая организация, конечно, не даст, но не подлежит сомнению, что она может значительно увеличить успешность работы. Не менее важный вопрос о ремонте мог бы быть разрешен устройством при каждой рабочей дружине передвижной слесарно-кузнечной мастерской. Но так как поломкам подвергаются часто чугунные части, что требует литья, [и] подвижные мастерские едва ли могут удовлетворить этому требованию, то в центре района действия рабочих дружин должны быть устроены постоянные мастерские повышенного типа, оборудованные для чугунного литья.

Вся эта организация не представляется чем-либо совершенно новым, так как по назначению своему подходит к типу «прокатных станций», учрежденных Министерством земледелия. Главная разница заключается в способе использования частными лицами министерских машин и орудий. Прокатные станции отпускают их сельским хозяевам для использования силами и средствами последних, что, естественно, сопряжено с простоем машин за все время от окончания работы у первого получателя до возвращения на станцию, где она опять находится в бездействии, пока не поступит в пользование другого лица. Проектируемая же организация направлена именно к возможному уменьшению таких интервалов, когда машины оставались бы без полезной работы. Таким образом, упомянутые выше центры, где рабочие дружины сосредотачиваются и организуются, откуда выезжают на работу и с которыми сохраняют постоянную связь, как бы с главной квартирой своей, являются дальнейшим развитием существующих прокатных станций, преследуя одну с ними задачу предоставления во временно пользование сельских хозяев усовершенствованных машин и орудий, что, кроме приносимой ими непосредственной пользы, имеет и показательное значение.

Трудность получения в настоящее время механических двигателей и весьма повышенные их цены вызывают необходимость при устройстве прокатных станций повышенного типа ограничить снабжение их на первое время лишь механическими передвижными двигателями, предназначенными для пахоты и для уборки урожая, а именно: тракторами, грузовыми автомобилями, плугами и уборочными машинами; что касается количества двигательных единиц, сосредоточенных в одной рабочей дружине, то очевидно, что наивыгоднее было бы сосредотачивать их в наибольшем числе и тем уменьшить расходы по управлению дружиной, по содержанию персонала монтеров, слесарей, кузнецов и передвижных мастерских. Но, с другой стороны, пришлось бы при этом условии сократить число самих дружин и лишиться возможности приступить к работам одновременно в разных пунктах данного района, обслуживаемого прокатною станциею. Сопоставляя те и другие требования, Комиссия пришла к заключению, что каждая рабочая дружина могла бы состоять из шести двигателей-тракторов или грузовых автомобилей. Группировка их в одну дружину не предрешает, однако, непременной работы их кучно, в одном месте; каждая движущая единица может работать и отдельно, независимо от других, но при условии сохранения известной связи с общим управлением дружины и с ее передвижной ремонтной мастерской; тот или другой способ работы, завися от местных условий, должен быть установлен на месте.

Дабы выяснить, в какой мере эти пока еще отвлеченные соображения осуществимы в действительности и могут ли они уже в настоящем сезоне сельскохозяйственных работ получить применение на практике, Комиссия решила вступить в предварительные переговоры с одним из земств центральной земледельческой России, а именно с Елецкой уездной земской управой. Выбор этот оказался довольно удачным, так как в распоряжении Елецкого земства уже много лет находится учебно-ремесленная мастерская, устроенная Министерством финансов в то время, когда в его ведении находились торговля и промышленность; учебные заведения этого типа, как они были проектированы, принадлежат к низшим степеням; но земство значительно расширило переданную ему мастерскую и затратило на нее немало своих средств, особенно развивая дело ремонта сельскохозяйственных машин и орудий и каждое лето командируя своих учеников на практику в частные хозяйства, пользующиеся сложными машинами. Кроме этой центральной мастерской, находящейся в самом Ельце, земство имеет 3 слесарно-кузнечных мастерских в разных пунктах уезда. Совокупность двух учреждений давала бы готовую организацию для обращения центральной мастерской в Ельце в проектируемую прокатную станцию повышенной степени, но для успешности ее деятельности требовали [так в документе – Allem.] бы дополнительного оборудования, главным образом, устройством чугунно-литейного дела. На расширение мастерской Министерством земледелия уже отпущено 8000 руб., но суммы этой совершенно недостаточно для намеченной цели, так как, кроме расходов по дополнительному оборудованию, необходимо увеличить и площадь для размещения здания литейной и др. мастерских; иными словами, предстоит приобрести новую недвижимость […] Весь расход на этот предмет исчислен земской управой в 71.450 руб., их которых земское собрание решило принять на свой счет четвертую часть (17.862 р. 50 к.), об отпуске же остальных трех четвертей (53.587 р. 50 к.) обратилось с ходатайством в Министерство торговли и промышленности. Вместе с тем Елецкое земство обратилось в Министерство земледелия с ходатайством о субсидии в 37.248 руб. на усиление оборудования трех мастерских кустарного типа, расположенных в уезде, на каковой предмет земское собрание ассигновало из своих средств 12.328 р. Однако при возбуждении этого ходатайства не имелось в виду, что мастерские придется подготовить к особенно интенсивной работе для обслуживания рабочих дружин во время самых горячих работ. Для доведения работоспособности мастерских до желаемой степени испрашиваемое ассигнование должно быть повышено примерно на 10.000 руб. Таким образом, единовременные расходы на приведение в полную работоспособность центральной мастерской прокатной станции и трех официальных мастерских исчисляются в 121.026 руб., из которых около 30.200 руб. земство принимает на свой счет.

Из дальнейших переговоров с земской управой выяснилось, что четыре мастерские могут приготовить к весне 20 своих учеников в качестве монтеров, слесарей и кузнецов при механических двигателях, оставляя достаточный контингент рабочей силы при мастерских. Кроме того, с расширением последних в предложенном размере они способны подготовить 25-30 учеников из учебных мастерских соседних уездов.

Для обеспечения безостановочной работы подвижных дружин потребуется квалифицированных рабочих:

На каждую дружину в 6 тракторов по 20 чел.

На каждую дружину в 6 автомобил. по 8 чел.

Таким образом, Елецкая станция может пустить в ход 1 дружину тракторов и 3 дружины грузовых автомобилей.

К числу единовременных расходов относится и оборудование подвижных мастерских предметами слесарного и кузнечного цехов. По расчету управы стоимость такого оборудования почти одинакова как для тракторных, так и для автомобильных дружин, а при трех автомобильных и одной тракторной дружине оставит 40.000 руб., исчисляя стоимость оборудования по существующим ценам прейскурантов. К единовременным расходам относятся и некоторые другие, как то: проезд в Елец до 30 человек учеников из соседних уездов и содержание их до выезда на поля, считая по 100 рублей в месяц на человека и полагая на это около 3 месяцев – 9.000 рублей. Поездка учеников на курсы управления тракторами и автомобилями в Петроград и в Москву, полагая командировку 25 учеников, по 300 рублей на каждого – 7.500 руб. Поездки заведывающих мастерскими для закупки предметов оборудования, для осмотра и приемки машин, перевозка их на место и т. п. – около 5.000 руб. Наконец, самый крупный единовременный расход составит приобретение самих механических двигателей с пахотными орудиями и уборочными машинами и приспособление отдельных автомобилей к службе в качестве подвижных мастерских. […] Комиссия и считает наиболее целесообразным снабдить ее [Елецкую прокатную станцию - Allem.] одной лишь тракторной дружиной и тремя дружинами автомобилей-грузовиков, т. е. 6 тракторами и 18 автомобилями-грузовиками. […] Наиболее выгодным представлялось бы снабжать рабочие дружины 60-ти сильными тракторами. […] Такой трактор влечет за собой 8-10 корпусов плугов, 14-дюймовой ширины каждый, с глубиной пахоты в 4 вершка, т. е. захватывая около 5 арш. ширины в один прогон. При длине гона не менее 450 саж. успешность работы достигает 8 десятин в десятичасовой день и при более длинных гонах - до 10 десятин. Тракторы применимы и как тяга для уборочных машин, причем один трактор может тянуть до 7 сноповязалок пятифутовой ширины, каковой тип наиболее распространен в России. Комиссия полагает, однако, наиболее целесообразнее использовать такую сильную и дорогую машину в возможно большей мере для самой тяжелой работы, именно - для пахоты и затем - для возки снопов с поля и зерна к пристаням и железнодорожным станциям. На этой работе трактор может тянуть поезд поверх с грузом до 1500 пуд. со скоростью 4 версты в час.

Грузовые автомобили для пахоты непригодны и могут служить как тяга для уборочных машин и как перевозочное средство. При уборке 40-сильный грузовик может тянуть 2-3 сноповязалки со скоростью 5-6 верст в час, а при перевозке может поднять до 50 пудов и везти их со скоростью 12-15 верст в час. Стоимость таких двигателей с доставкой в Россию можно принять приблизительно для трактора с плугами в 20.000 руб. и для грузового автомобиля в 12-15.000 р. Стоимость сноповязалок следует считать отдельно по 1.000 руб. за каждую.

Применяя эти машины к проектируемой прокатной станции, единовременный расход на приобретение движущей силы – 6 тракторов, 18 грузовиков-автомобилей и до 50 сноповязалок - составит около 420.000 руб., а весь единовременный расход – около 612½ тысяч рублей. […]

Сводя вместе вышеприведенные расчеты, получится, что устройство проектируемой прокатной станции [потребует] следующих расходов:

  1. Единовременных […] -612.562 руб.
  2. Текущие расходы […] – 42.174 руб.

[…] Комиссия полагает, однако, что район действия прокатной станции было бы неправильным  ограничивать пределами одного уезда, в виду разнообразия размеров уездов. Для проектируемой Елецкой прокатной станции можно, сообразуясь с ее составом, очертить район действия радиусом приблизительно 100 верст, захватив кроме Елецкого уезда несколько смежных уездов. При начертании плана передвижения рабочих дружин Елецкой уездной земской управе следует поэтому войти в соглашение с подлежащими соседними земствами. Вместе с тем, центральные земства (в настоящем случае Елецкое) оповещает сельских хозяев и крестьянские общества о предстоящем выезде рабочих дружин, указывая, что при желании воспользоваться работою двигателей должно быть подготовлено для успешной работы помещение, предметы продовольствия за определенное вознаграждение, простая рабочая сила для подобных [подсобных? – Allem.] работ и т. п., а также назначает цены за работы дружин. Эти цены Комиссия полагала бы назначить в размере существующих местных цен на данные работы при производстве их обыкновенными средствами. Стоимость пахоты первый раз (замета) с бороньбою достигает 18-20 р. за десятину, стоимость полной уборки с перевозкою копен, 20-25 р. за дес и больш., в зависимости от урожая и дальности перевозки. Теоретически эти работы механическими двигателями обходятся значительно дешевле, но в первое время при новизне дела теоретическая дешевизна едва ли будет достигнута, притом невозможно рассчитывать на удовлетворение всех требований на содействие прокатных станций; на первое время их задача сводится к оказанию лишь некоторой помощи сельскому хозяйству по обработке и уборке полей; часть этих работ придется произвести обыкновенными силами, а для тех хозяйств, которые воспользуются работою дружин – создалось бы ничем не оправдываемое преимущество, если бы цены за работу последних были назначены ниже рыночных.

РГИА. Ф. 448. Оп. 1. Д. 32. Л. 7-16об.

То есть, если в двух словах, было предложено создать что-то сильно похожее на советские МТС.






Tags: МТС, Российская империя, антимиф
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments