ihistorian (ihistorian) wrote,
ihistorian
ihistorian

Попробовали бы вы примирить их! Часть первая.

В предыдущем посте я привел пример примиряющего жеста советской власти по отношению к бывшим белым офицерам, которые пошли на службу в Красную Армию. Этот жест был и намеком тем, кто еще не пошел.

Насколько вообще стояла остро проблема примирения разных сторон недавней гражданской войны, прекрасно видно из двух потрясающих отрывков из приложения№3 к обзору политического состояния СССР за май 1925 г.

Источник: «Совершенно секретно»: Лубянка Сталину о положении в стране (1922-1934 гг.). – Т.3(1925 г.), Часть 1. – М., 2002.

С.338-341. «Алтайская губ. В ночь с 20 на 21 апреля в с. Усть-Талмак Солонешенского района Бийского у. в дом старообрядческого попа Черепанова, где происхо¬дило молебствие, была брошена граната, от разрыва которой один из присут¬ствующих убит, остальные четверо ранено, двое тяжело и двое легко.

Обсуждая происшедшее, крестьяне в один голос обвиняли местную ячейку РКП(б), указывая, что последняя это сделала на почве борьбы с религиозно¬стью. Исходя из этого, крестьяне требовали ареста всех членов ячейки и части бедноты, идущей вместе с ячейкой. Председатель сельсовета вызвал в сельсо¬вет секретаря ячейки РКП Булыгина, которому сообщил мнение крестьян, что ячейка является участницей убийства и что крестьяне хотят до прибытия ми¬лиции арестовать всех членов ячейки и часть бедноты, идущей за ячейкой.

Булыгин отверг участие в убийстве ячейки и заявил, что арестовать членов ячейки не даст. В это время прибывшие от места происшествия сообщили, что ими обнаружены следы, ведущие от окна, в которое была брошена граната к квартире Сысоева Петра, кандидата в члены партии. По получении этого извес¬тия сельсоветом была организована комиссия в составе председателя сельсовета Зиновьева, местных граждан Ефимова, Сысоева Исака, Макарьева Калистрата (все зажиточные, старообрядческой веры), Булыгина (секретарь ячейки) и Ма¬карьева Антипа (член партии), которая по имевшимся следам дошла до дома Сысоева Петра. Крестьяне, сопровождавшие комиссию, стали требовать ареста всех членов ячейки, указывая, что убийство совершено последней, и если не аре¬стовать, то они (члены РКП) заметут следы преступления.

Утверждение Булыгина, что ячейка не виновата, да и неизвестно, виновен ли Сысоев, не помогло, крестьяне настаивали на своем. Булыгин тогда согла¬сился изолировать членов ячейки. Сельсовет решил произвести обыск у членов ячейки и части бедноты и арестовать всех членов ячейки, кроме участвовав¬ших в комиссии Булыгина и Макарьева. Часть членов ячейки и бедноты была задержана в сельсовете, часть была подвергнута домашнему аресту под на¬блюдением крестьян-старообрядцев.

На третий день следствия Сысоев сознался, что гранату в молельную бро¬сил он без участия кого-либо. Причину, побудившую к преступлению, Сысоев объяснил местью за то, что он подозревал старообрядцев в контрреволюцион¬ной деятельности.

Фактически же озлобление Сысоева против старообрядцев, по его и пока¬заниям крестьян, кроется в том, что местные старообрядцы, начиная с 1920 г., все время подвергали его гонениям и издевательствам как изгоя своей среды. Так, в 1920 г, местными старообрядцами Сысоев был по подозрению в краже уздечки подвешен на ворота и избит; после смерти отца Сысоева его дядя Че¬репанов Назар (старообрядец) захватил часть имущества отца Сысоева — 16 ульев пчел, книг на 3000 руб. и пр. В том же 1920 г. в с. Усть-Калмак произво¬дились с участием Сысоева обыски в целях выявления оружия и военного об¬мундирования, что в дальнейшем послужило к увеличению ненавистного к нему отношения. Крестьяне-старообрядцы разговаривать с ним считали за унижение, встречи старообрядцев с ним сопровождались всегда насмешками и руганью по его адресу. Все это, указывал Сысоев, и то, что старообрядцы об¬манывают народ, идут против бедноты и, по его словам, имеют какую-то «организацию», побудило его на террористический акт.

Сысоев — крестьянин с. Усть-Талмак, 21 года, сын местного старообряд¬ческого попа (толка самокрещенцев)172, отец Сысоева был убит в 1919 г. пар¬тизанами по подозрению его в связи с колчаковскими властями. После смерти отца Сысоев начал бывать в семье своей сестры, вышедшей замуж за коммуни¬ста, и понемногу поддался влиянию ее мужа в смысле постепенного отхода от идеологии старообрядческой среды. После свержения колчаковщины Сысоев в 1920 г. вступает в партию, в 1921 г. поступает на службу в продотряд и через три месяца переходит из продотряда в войска ЧОН173, где принимает участие в подавлении бандитского движения в Солонешенском районе.

В 1922 г., после ликвидации банд, Сысоев возвращается домой и занима¬ется крестьянским хозяйством; ввиду того, что он потерял свой членский би¬лет, ему, по предложению приехавшего в с. Усть-Талмак инструктора укома партии, надо было вновь вступить в партию; этого, однако, Сысоев не сделал и тем самым считался механически из партии выбывшим. В ленинскую неде¬лю153, которая проводилась Бийским укомом в начале 1925 г., Сысоев вступает в партию кандидатом, утверждается райкомом, но укомом до момента совер¬шения преступления утвержден еще не был.

С. Усть-Талмак состоит из двух земельных обществ — Тальминки и Макаровки. Тальминка имеет до 300 жителей, в большинстве переселенцы раз¬личных вероисповеданий, беднота, в то время как население Макаровки до 270 человек состоит сплошь из старожилов, старообрядцев (часовнического толка), зажиточных, и незначительного числа середняков. До революции эти общества были самостоятельными в смысле административной общественной жизни, после революции они были объединены в одну административную единицу под названием Усть-Талмак.

С момента объединения между обоими обществами началась экономиче¬ская борьба, подогреваемая рознью религиозных убеждений. Борьба шла по линии спора из-за земель, так как макаровцы обладали большим количеством и лучшего качества земли, из-за пастбищ для выгона скота, из-за распределе¬ния внутри села разверстки, налоговых обложений, волсборов и прочих само¬обложений. Особенно остро проходила борьба между тальминцами и макаровцами во время последней кампании перевыборов в Советы; на предвыбор¬ном собрании зажиточный элемент сумел овладеть собранием, тогда комму¬нисты, комсомольцы и значительная часть бедноты, тальминцев, оставили собрание. Зажиточные, используя этот случай, закрыли собрание, запротоколи-ровав, что собрание было сорвано ячейкой.

На самих перевыборах, происходивших 22 ноября, отсутствовали вожаки-макаровцы Зиновьев (ныне председатель сельсовета), Сысоев Исак (член ко¬миссии сельсовета, расследовавший вначале совершенное преступление), Ту¬ляков Савва (бывший член партии, вышедший в 1920 г., середняк, старообря¬дец, в 1920 г. был председателем сельсовета) и несколько других, которые пьянствовали в соседней деревне по случаю свадьбы у одного старообрядца. Благодаря их отсутствию на перевыборном собрании победу одержали тальминцы и провели в сельсовет четверых тальминцев и одного макаровца, члена партии Макарьева Антипа. В числе тальминцев в сельсовет были избраны Бу¬лыгин (секретарь ячейки), Беляев Меркурий (кандидат партии), Булыгин Сав¬ва (беспартийный середняк) и Бурыхин Ермолай (беспартийный середняк).

Когда головка макаровцев вернулась после пьянки и узнала, что при вы-борах в сельсовет верх одержали коммунисты и тальминцы, они начали вести среди макаровцев агитацию за то, что сельсовет избран неправильно, что на выборах участвовало менее 75% всего населения. В результате агитации в рай¬исполком было подано заявление за подписями 130 человек, исключительно макаровцев, с требованием признать выборы незаконными и назначить новые выборы сельсовета. Райисполком это требование удовлетворил. Ячейка, недо¬вольная решением райисполкома, решила новые выборы бойкотировать, и на перевыборном собрании ячейка не только не выставила своего списка, но даже целиком, вместе с комсомольской организацией и частью бедноты тальминцев на перевыборном собрании от участия в перевыборах отказалась, мотивируя свой отказ от голосования тем, что на этом собрании количество собравшихся было не больше, чем на прошлом. Сельсовет был избран исключительно из макаровцев — зажиточных, беспартийных, старообрядцев, и только кандида¬том в члены сельсовета избран член партии Макарьев Антип, макаровец, вы¬ставленный самими же макаровцами.

Вновь избранный сельсовет сразу взял линию ориентации на макаровцев, самый сельсовет, который до этого находился в тальминском помещении, был переведен в Макаровку, причем вновь избранный председатель сельсовета Зи¬новьев отдал бесплатно свой дом под помещение сельсовета. Вопреки распо¬ряжению райисполкома о наделении приезжих крестьян землей, принадлежа¬щей ранее Макаровскому поселку, сельсовет это распоряжение в жизнь не провел. В связи с наступлением момента выгона скота на подножный корм и необходимостью огородить пахотные поля от пастбищ сельсовет пытался зна¬чительную часть работы по огородке переложить на тальминцев, причем в этом случае встретил упорное сопротивление последних. Бедняки-старообряд¬цы из Тальминки, блокировавшиеся на перевыборном собрании с макаровца¬ми, оценивая работу нового сельсовета, говорили: «Вот выбрали кулацкий Совет, живодеров, вы на нашей шее и едете. Правильно говорили нам комму¬нисты, что сельсовет надо избирать из бедняков».

Сельская ячейка РКП и комсомольская организация состоят, кроме одно¬го члена партии Макарьева-макаровца, из тальминцев. Ячейка и комсомол, выпуская из-под своего влияния середняцкую часть деревни, толкая ее на блок с зажиточным элементом, явились вожаками исключительно бедноты, вслед¬ствие чего на сельских сходах до перевыборов сельсовета при разрешении вопросов всегда одерживали верх тальминцы. В то же время ячейка ударилась в окулачивание крестьянства, приписывая ярлык «кулака» без разбора ко всем даже старательным крестьянам.

Обострение отношений между ячейкой и середняцкой и зажиточной ча¬стью деревни еще углублялось неправильной постановкой антирелигиозной работы ячейки: постоянные насмешки со стороны членов ячейки над религи¬озностью старообрядцев, частые указания старообрядцам на то, что они не могут молиться без разрешения на то со стороны милиции, причем были слу¬чаи, когда, например, в 1923 г. член ячейки, председатель сельсовета Казазаев вызвал в сельсовет старообрядческого попа и отобрал у него подписку о том, что без разрешения милиции он не будет устраивать молитвенные собрания; в 1925 г., незадолго до Пасхи, член ячейки Синдякин явился в молитвенный дом старообрядцев с целью проверки собравшихся.

Последние перевыборы в сельсовет, окончившиеся поражением ячейки и выбившие ячейку с «командной высоты» по советской линии, особенно толк¬нули ячейку на антирелигиозную работу.

Под влиянием такого общего настроения Сысоев Петр, увязавший пора¬жение ячейки со своими личными обидами от зажиточных старообрядцев, ре¬шился на совершение преступления, и возможно, что моментом, оформившим в сознании Сысоева [решение] бросить гранату, был разговор в квартире Бе¬ляева Василия (кандидат в члены РКП), хотя и шуточного содержания, как выражается Сысоев, о бомбе, где Беляев в разговоре выразился, что вот сейчас подходит Пасха, кержаки (старообряцы) соберутся молиться и хорошо было бы бросить бомбу. Участие в преступлении ячейки в целом или ее отдельных членов, кроме Сысоева, не установлено, но что члены ячейки в общем отно¬сятся сочувственно к этому акту, следует из того, что один из членов ячейки на оценку крестьянами поступка Сысоева как хулиганства ответил, что это не ху¬лиганство, а политический акт и что убийство 5 человек спасет 500 человек от религиозного дурмана».

Антисоветская публика, имеющая книжное представление о следствии и правосудии часто кричит, что "невинная жертва" была осуждена лишь на основании свидетельских показаний и признаний обвиняемого. Будем ждать, что она и тут заступится за Сысоева))

Как видим, несмотря на очевидную классовую подоплеку конфликта, ОГПУ составила отчет вполне объективно, отметив даже перегиб в антирелигиозной пропаганде.

Для меня важным свидетельством о демократии 1924 г. была отмена выборов по требованию избирателей, хотя на выборах победили представители правящей партии.

Tags: 1920-е, НЭП, гражданская война, источники, политика примирения, раскулачивание, сталинская демократия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments