ihistorian (ihistorian) wrote,
ihistorian
ihistorian

Государственная помощь спецпоселенцам

Нашел документ. Пусть полежит поближе.

Докладная записка ОГПУ № 50073
об организации спецпоселений
13 февраля 1933 г.
Тов. Сталину
В соответствии с указаниями ЦК ВКП(б) ОГПУ разрабатывается план переселения в течение 1933 и 1934 гг. выселяемых из деревень и городов а/с элементов и организации из таковых трудовых поселений.
Предварительные соображения о расселении 2 млн чел. в районах Западной Сибири и Казахстана излагаются ниже.
Казахстан
В Казахстане расселение намечено проводить в основном в следующих районах: Наурзумском, Акмолинском, Атбасарском, Европейском, Ленинском, Революционном, Кургальджинском, Арык-Балыкском, Урицком и Убаганском. По данным Наркомзема, общая площадь свободных земельных фондов в этих районах составляет* 2244 тыс. га, из них 1100 тыс. га пашни. Расстояние от железной дороги этих фондов достигает максимально 280 км (Наурзумский район) и минимально — 35—40 км (Акмолинский и Европейский районы).
275

Значительная часть этих районов находится в Центральном Казахстане, слабонаселенном и малоосвоенном. Почва большинства этих районов суглинистая, перемежающаяся, частично, с черноземом и солонцами. Некоторые из этих районов отличаются периодическими засухами (Атбасар-ский и Социалистический), водоснабжение обеспечивается имеющимися реками и озерами и грунтовыми водами, залегающими на глубине от 8 до 20 м. Фонды пригодны для земледелия, причем значительное количество хозяйств будет культивироваться на природном орошении (богара), а огороды и, частично, картофель — на поливе.
Исходя из расчета наделения пахотною землею одной семьи от 3,5— 4 га, представляется возможным расселить на указанных выше 1100 тыс. га земли до миллиона человек.
Западная Сибирь
В Западной Сибири расселение будет проходить, в основном, на свободных землях следующих северных районов: Нарым-Кривошеинский, Бири-люсский, Парабельский, Каргасокский, Рыбинский, Кожевниковский, Ишимский, Тарский, Сусловский и Ново-Кусковский, а также в южных: Курагинский, Онгудайский, Усть-Абаканский. Указанные районы находятся на расстоянии от 50 до 500 км от станций жел[езных] дорог. Всего в указанных районах имеется 1600 тыс. га земли, из них пашни — 418 тыс. га, сенокоса — 237 тыс. га, выгонов — 407 тыс. га. Обводнены эти все районы вполне удовлетворительно. Почвы пригодны для земледелия. В данный момент, через ПП ОГПУ Западной Сибири, мы уточняем наличие фондов и возможность их освоения*^.
Даны указания ПП ОГПУ Казахстана и Западной Сибири в самом срочном порядке командировать в районы переселения компетентные комиссии для обследования этих районов и выяснения возможности освоения их в ближайшее время.
Характер направления хозяйства спецпереселений
Предполагается создать хозяйства спецпоселений четырех направлений:
1. Спецпоселения, занимающиеся исключительно сельскохозяйствен
ной деятельностью с производством товарных зерновых (хлебных, крупя
ных и фуражных) культур.
2. Спецпоселения, занимающиеся животноводческим хозяйством (мо
лочным, мясным) с подсобным огородничеством.
3. Спецпоселения, занимающиеся рыбными промыслами и ведущие
одновременно подсобное огородничество. Зимой эти поселки работают на
лесозаготовках.
4. Спецпоселения, занимающиеся лесозаготовками, как основной дея
тельностью, с подсобным огородничеством, с тем, чтобы по мере сведения
лесов и последующей раскорчевкой и мелиорацией, они бы переходили на
ведение сельского хозяйства.
Помимо этого, во всех организуемых спецпоселках, в зависимости от характера и наличия сырья, будут развертываться всевозможного рода кустарные промыслы, вырабатывающие предметы ширпотреба, в которых будут заняты вторые и третьи члены семьи, малотрудоспособные и инвалиды.
Спецконтингент, подлежащий расселению
В создаваемые спецпоселения должны быть направлены следующие контингенты: а) выселяемые из районов сплошной коллективизации кулаки; б) выселяемые за срыв и саботаж хлебозаготовительных и других кам-
276

паний; в) городской элемент, не желающий в связи с паспортизацией выезжать из города; г) снимаемые с промышленного производства, бежавшие из деревень кулаки; д) выселяемые в порядке очистки государственных границ (Запада и Украины); е) осужденные органами ОГПУ и судами на срок до 5 лет включительно, кроме особо социально-опасных из них.
Правовое положение расселяемых
Все расселяемые в новых спецпоселках во всех отношениях приравниваются к спецпереселенцам 1930 и 1931 гг., в частности, самим фактом выселения они лишаются избирательных прав, не имеют права передвижения и оставления спецпоселений, в которые они будут переселены; на них распространяется декрет ЦИКа СССР о восстановлении в избирательных правах через 5 лет, в случае, если они упорным трудом докажут свою преданность Советской власти33.
Административное управление спецпоселками и охрана таковых
Новые спецпоселки будут организованы из расчета размещения в каждом из них от 500 до 1 тыс. хозяйств. В зависимости от характера деятельности того или другого спецпоселка возможно создание поселков с меньшим количеством семей.
Во главе этих спецпоселков назначаются коменданты-чекисты. Группы поселков с количеством 7,5 тыс. семей объединяются в районные комендатуры во главе с районными комендантами. Охрана поселков осуществляется милицией, подчиняющейся во всех отношениях районному и поселковому коменданту. Оперативно-чекистское обслуживание возлагается на соответствующие ПП ОГПУ.
В центре в составе ОГПУ создается Главное Управление Трудовых Спецпоселений; аналогичные управления будут созданы в Сибири и Казахстане. В задачи Главного Управления Трудовых Спецпоселений и его Казахстанского и Западно-Сибирского управлений входят:
а) разработка всех вопросов, связанных с организацией трудовых спец
поселений и составление контрольных цифр — планов, регулирующих
хоздеятельность спецпоселений;
б) организация приемки и размещение новых контингентов;
в) все виды строительства;
г) снабжение (продовольствие, строительные материалы, транспорт, се
мена, оборудование и пр.);
д) сельскохозяйственное устройство, рыбные, кустарные и иные про
мыслы и лесозаготовки;
е) организация животноводческих и других совхозов и ферм;
ж) административно-хозяйственное управление.
Нами запрошены ПП Западной Сибири и Казахстана о возможности расселения в их пределах по 1 млн чел., с предложением уточнить, в каких районах, на каких землях, какие виды сельского хозяйства возможно в течение 1933 г. организовать, т.к. сложные описания намеченных к заселению районов, полученные нами от Наркомзема, возможно, недостаточно точны. Так как подготовка к выселению потребует по меньшей мере трех месяцев, то расселение этих контингентов может быть начато не ранее второй половины апреля с тем, чтобы за этот период, до апреля, можно было провести возможные подготовительные работы.
Основы хозяйственного освоения
План хозяйственного освоения новых контингентов сводится к следующему:
277

а) 75% нового контингента, или 1,5 млн чел., будут переведены на
землю для ведения зернового и огородно-животноводческого хозяйства, с
расчетом в ближайшие два года освободить государство от забот по их
продовольственному снабжению, после чего эти поселки перейдут на про
изводство товарной сельскохозяйственной продукции. При этом имеется
в виду осенью 1933 г. произвести посев озимых в Западной Сибири по
0,5 га на семью и зяблевую вспашку по 1 га на семью, а в Казахстане
вспахать зябь по 1,5 га на семью. Весной же 1934 г. посеять яровых в За
падной Сибири по 2 га на семью, а в Казахстане 2,5 га на семью (всего за
сеять 938 тыс. га).
б) 25% контингента — 500 тыс. чел., должны быть освоены на рыб
ных и кустарных промыслах с одновременным ведением подсобного ого
родного и молочного хозяйства, с расчетом обеспечения себя овощами и
картофелем от первого урожая (1934 г.), а в последующем, 1935 г., огоро
ды эти должны уже дать товарную продукцию.
в) Все переселенцы нового контингента, как правило, объединяются в
неуставные сельхозартели по типу уже существующих.
г) После утверждения посевного плана каждой неуставной сельхозарте
ли предлагаются к неуклонному исполнению твердые планы посева яро
вых и озимых, а также план уборочной. В случае злостного невыполнения
этих планов неуставная сельхозартель снимается с государственного
продовольственного] и промснабжения.
д) Организованная неуставная сельхозартель получает от государства
долгосрочную (2—3 года) беспроцентную ссуду в виде денежных средств,
стройматериалов, сельхозинвентаря, посевных семян, рабочего и продук
тивного скота.
е) Спецпереселенцы, не желающие входить в неуставные артели, пра
вом на получение ссуды не пользуются.
ж) Продовольствие, которое будет израсходовано на спецпереселенцев
в первые годы их освоения, является безвозвратной ссудой. Все остальные
перечисленные виды расходов являются возвратными.
з) Всем спецпереселенцам нового контингента разрешается приобрете
ние за свой счет необходимого для ведения сельского хозяйства рабочего и
продуктивного скота, сельскохозяйственного и транспортного инвентаря.
и) Распределение урожая и доходов неуставных с/х артелей производится по установленному Комитетом товарных фондов, Наркомземом и ОГПУ порядку для существующих уже спецпоселений.
к) Сразу после расселения первых партий вся трудоспособная часть будет использована на: а) строительство жилищ и других необходимых помещений и сельхозпостроек, б) лесозаготовке, в) подготовке к улучшению земфондов и строительстве дорог.
л) Все спецпереселенцы, занятые на работах по строительству и организации спецпоселков, дети и нетрудоспособные, до получения первого собственного урожая, снабжаются нормированным продпайком бесплатно. Все трудоспособные спецпереселенцы, отказывающиеся от работы, со снабжения снимаются.
м) Весенний и летний периоды 1933 г. используются на: 1) строительство жилищ; 2) заброску в новые места расселения продовольствия, стройматериалов, инструментов, фуража, тракторов, сельскохозяйственного и транспортного инвентаря, семян для посева озимых 1933 г.; 3) корчевальные, мелиоративные и ирригационные работы, пахоту, боронование и сев, а также на развертывание рыбных и кустарных промыслов.
278

н) Осень и зима 1933—1934 гг. используется на: 1) дальнейшие работы по освоению земфондов, с расчетом подготовки максимального количества пахотноспособных земель для ярового сева 1934 г., 2) окончательное развертывание рыбных и кустарных промыслов; 3) завершение всех работ по строительству; 4) заброску семян для ярового сева 1934 г.; 5) организацию МТС и т.п.
о) Ранней весной 1934 г. весь работоспособный контингент полностью переключается на пахоту, боронование и выполнение плана весенней посевной кампании.
Материальные фонды и средства, потребные для расселения 1 млн чел.
Для размещения указанного выше контингента необходимо организовать от 750 [до] 1 тыс. спецпоселков с расчетом обеспечения каждой семьи одной комнатой (на 1 чел. — 3 м2 жилой площади, а в первый год освоения — 2 м2, при норме размещения в городах 6 м2). Для этого потребуется выстроить: а) в Западной Сибири — 125 тыс. домов 2-х квартирных (из них в первом году — 83,5 тыс.); б) в Казахстане — 62,5 тыс. домов 4-х квартирных (из них в первом году — 41,7 тыс.).
В Западной Сибири строить деревянные рубленые дома, а в Казахстане — саманные, с максимальным использованием местных стройматериалов и минимальным расходованием дефицитных привозных материалов. Кроме того, необходимо будет построить в первом же году освоения больницы, амбулатории, бани, склады, дезокамеры, вошебойки, конюшни, скотные дворы, гаражи для тракторов и автомашин; во втором году построить столовые, школы, избы-читальни, ларьки и т.п.
На все это потребуется следующее количество материалов:


Всего
На 1933 г.
Леса
3385 тыс. м3
2475 тыс. м3
Пиломатериалов
1497 тыс. м3
1222 тыс. м3
Гвоздей
6929 т
1894 т
Стекла
2591 м2
1816 м2
Железа сортового
8117 т
5634 т
Железа кровельного
2171 т
1472 т
Печных приборов
591 тыс. комплектов]
401 тыс. комплектов]
Оконных и дверных приборов
1571 тыс. комплектов]
1266 тыс. комплектов]
Олифы
462 т
349 т
Расход перечисленных стройматериалов на 1 м2 постройки устанавливается следующий:

Нормы
Лес (м3)
Стекло (м2)
Гвозди (кг)
Железо кровельное] (кг)
Железо сорт, (кг)
Мел (кг)
Олифа (кг)
Пиломатериалы (м3)
Госплан
0,15
0,6
0,24
0,06
0,08
0,05
0,07
0,04
ОПТУ
0,10
0,6
0,15
0,05
0,07
0,03
0,008
0,03
279

Организация перевозок
Основная трудность, которую придется преодолевать при расселении, это переброска от конечных железнодорожных станций и водных пристаней людских контингентов, особенно женщин и детей, и огромного количества стройматериалов, продовольственных грузов, фуража, живого и мертвого инвентаря. Так как расселение будет производиться в районах малонаселенных, то использование местного транспорта почти исключается и тем самым определяется неизбежная необходимость обеспечения всех этих перевозок специально выделяемым автогужтранспортом.
Предварительные подсчеты необходимого для перевозок груза и частично людских контингентов (стариков и детей) определяют потребность в: 1) 2416 автомашинах (из них: 2,5-тонных — 50%; 3-тонных — 35% и 5-тонных — 15%) из расчета, что автомашина должна ежедневно перевезти 3 тонны (в среднем) груза на расстояние в 200 км с обратным возвратом. 2) 90 тыс. лошадей, из расчета, что 1 лошадь должна обработать 10 га, при существующим 4—6 га по этим районам. В свободное от с/х работ время конский состав имеется в виду использовать на лесозаготовительных работах.
При этом также учитывается возможность частичного использования намечаемых для с/х работ 1,2 тыс. тракторов для перевозки с/х орудий и инвентаря.
Хотя нормы затрат на освоение одной семьи, в части жилстроительства, дефицитных материалов, продовольствия, инструментов, взяты нами на основе имеющегося у нас опыта хозустройства спецпереселенцев 1930—1931 гг. исключительно минимальные, значительно меньшие, чем обычные нормы по соответствующим видам работ, по нормам Госплана или других наркоматов и организаций, тем не менее, в абсолютных цифрах намеченные затраты представляют собою исключительно грандиозные величины, т.к. речь идет об освоении в необжитых и неосвоенных местах, вдали от железной дороги до 2 млн чел., не имеющих почти никакого имущества.
Имея в виду, что одновременное выделение столь больших фондов связано с исключительными трудностями, считать необходимым обязать:
1. Наркоматы выделить в намеченных районах расселения земфонды в
размере 3 млн га, пригодных для сельхозосвоения.
2. Наркомлес немедленно отвести в местах, по указанию ОГПУ, необ
ходимые лесосеки для заготовки леса силами выселяемых.
3. Госплан и Наркомлес немедленно выдать ОГПУ наряды на 250 тыс. м3
круглого леса и 80 тыс. м2 пиломатериалов в ближайших от новых мест
расселения районах для строительства бараков первым прибывающим
партиям спецпереселенцев.
4. Комитет товарных фондов, Наркомзем, Наркомсовхоз, Заготскот и
Заготконь выделить в распоряжение ОГПУ:


ССЫЛКА_НА_ИЗОБРАЖЕНИЕ




ССЫЛКА_НА_ИЗОБРАЖЕНИЕ




Всего
На 1933 г.
Семена озимые и яровые
75 тыс. т, из них:
37,5 тыс. т
Лошадей
90 тыс. гол., Гиз них:]
50 тыс. гол.
Крупного рогатого скота
25 тыс. Г го л., из них:]
15 тыс. Ггол.]
Овец
800 тыс. Г гол., из них:]
100 тыс. Ггол.]
С/х инвентаря
32 тыс. руб.
28 тыс. руб.
280

5. Госплан, Цудортранс и Наркомтяжпром выделить: тракторов 15/30
HP СТЗ — 2640, из коих 1,2 тыс. тракт[оров] в 1933 г., автомашин
(50% — 2,5-тонных; 35% — 3-тонных и 15% — 5-тонных) — 2416, ин
струмента (строительного и лесозаготовительного) — [на] 5,9 тыс. руб.
Фонды на вышеперечисленные стройматериалы.
6. Комитет товарных фондов и регулирования торговли выделить
ОГПУ следующие продфонды на II квартал 1933 г.: муки ржаной —
72 тыс. т, крупы — 6,3 тыс. [т], рыбы — 8,4 тыс. [т], масла растительно
го] — 960 [т], сахара — 2160 [т], чаю натур[ального] — 14 [т], [чаю] сур
рогатного] — 432 [т].
7. Комитет товарных фондов и ОГПУ уточнить поквартальную потреб
ность товарных фондов (включая и фураж) для переселяемых континген-
тов с 1 июля 1933 г. по 1 июля 1934 г. с учетом необходимости сезонного
завоза в отдаленные районы.
Кадры
Учитывая что: 1) вся работа по освоению и всем видам обслуживания выделяемых [фондов] целиком и полностью будет проводиться органами ОГПУ без непосредственного участия наркоматов и хозорганов; 2) состав переселяемых по своей социальной опасности более серьезен, чем спецпереселенцы 1930—1931 гг.; 3) в этот контингент входит и деклассированный городской элемент и 4) что само расселение должно быть проведено в исключительно краткий срок, представляется совершено необходимым усилить административный состав комендатур и охрану спецпоселений.
По предварительным подсчетам, для этого потребуется: комендантов и помощников] комендантов — 3250 чел., милиционеров — 6,7 тыс. [чел.], врачей различных специальностей — 470 [чел.], среднего медперсонала — 3,5 тыс. [чел.], инженеров, агроном[ов] и других спец[иалистов] — 500 [чел.], техников-строителей — 1 тыс. [чел.].
Затраты по освоению
Ориентировочные подсчеты показали, что стоимость затрат по освоению 2-миллионного контингента выражается: 1) сельхозосвоение, включая с/х строительство и организацию 66 МТС — 325 .593 руб.; 2) строительство жилищ и культсанбытзданий — 571 396 руб.; 3) стоимость продовольствия на год — 218 тыс. руб.; 4) стоимость хозобихода и промтоваров] — 63 тыс. руб.; 5) стоимость фуража — 10 тыс. руб.; 6) стоимость инструментов — 3 тыс. руб.; 7) медсанобслуживание — 34 тыс. руб.; 8) стоимость перевозок от железнодорожных станций и пристаней до мест расселения — 165 тыс. руб.; всего — 1 394 989 руб.
В стоимость строительства рабочая сила, затрачиваемая на строительство, не учитывается, т.к. спецпереселенцы зарплату не получают, вследствие того, что государство в течение года будет снабжать их продовольствием бесплатно.
Таким образом, из общих затрат на освоение нового контингента получается: безвозвратных — 657 836 тыс. руб. и возвратных — 737 153 тыс. руб., что в переводе на одну семью составляет: безвозвратных — 1315 руб. и возвратных — 1475 руб.
Заключение
Перечисленные здесь денежные затраты, количество различных стройматериалов, автомобилей, тракторов, рабочего и продуктивного скота,
281

продовольствия, фуража, нагрузка на ж/д и водный транспорт столь грандиозны, что для уточнения плана переселения и окончательного выяснения реальных возможностей удовлетворения выявившихся при предварительной проработке потребностей в денежных и материальных ресурсах необходимо создать специальную комиссию.
Зам. председателя ОГПУ Ягода Нач. ГУЛАГ Берман

ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 11. Д. 6. Л. 160—170. Заверенная копия.
Цит. по: Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД:1918-1939 гг.: Документы и материалы: В 4 тт: Т.3: 1930-1934 гг.: Кн. 2. 1932-1934 гг.
Tags: депортации, переселения, спецпоселенцы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments