М. Дикарёв в “Этнографическом обозрении” (1891. № 2) опубликовал записанный им разговор между крестьянами-малороссами:
“Собрались <...> несколько человек и стали говорить про голодный год. Вот один и спрашивает: “Отчего это у нас теперь хлеба не стало родиться? Вот уж годов десять подряд всё нет и нет хорошего урожая. Может, в те годы люди лучше были и не так гневили Бога, как теперь?”. А другой ему отвечает: “Нет, кум, не в том дело. Тогда, люди сказывают, ещё хуже было, чем теперь; люди умнее стали, а тогда, сказывают, много было еретиков и разных колдуний — и то Бог хлеб родил”. Тогда третий, сосед первого, и говорит: “Вот что, люди добрые, послушайте, что я скажу вам: люди, я думаю, одинаковы были, что тогда, так теперь, а только я слышал вот что. Теперь год Касьяна, так вот он и голодный год; потому что этот год вредный для всего... На высокосный год, говорят, ничего благополучно не обходится: если люди не мрут, то скотина или птица, или бывает страшный голод”. “А то ещё вот что: может быть, справедливо в Евангелии сказано, что ПЕРЕД СТРАШНЫМ СУДОМ БУДУТ ЧАСТО ГОЛОДНЫЕ ЛЕТА, И ЛЮДИ БУДУТ УМИРАТЬ, И ЦАРИ БУДУТ ЧАСТО ВОЕВАТЬ. Вот, может, это оно и есть. Посмотрите, добрые люди: уже в мире всё делается так, как сказано в Евангелии, что будет перед светопредставлением”. Другой отвечал: “Нет, добрые люди, нечего нам рассуждать, что скоро будет конец света; про то никто не может сказать, кроме Бога. А теперь, надо полагать, что Бог нас наказует, что мы Его чем-нибудь прогневали. Теперь нам больше ничего не остаётся, как просить Бога, чтобы Он нас помиловал и уродил нам хлеба. А то, я думаю, всё враки, что на высокосный год ничего не обходится благополучно, а всегда оно так бывает..."
Мир Божий. 1894. № 11. С. 177 — 178.
Цитирую по:Синельников С.П. Народный апокалипсис:смесь языческих и христианских представлений в связи с неурожаем и голодом 1891-1892 гг./"Волга",№9,1998 magazines.russ.ru/volga/1998/9/sinel.htm