ihistorian (ihistorian) wrote,
ihistorian
ihistorian

Categories:

Воспоминания дочери кулака.


Мой читатель и морально устойчивый ко всякой «коммунистической пропаганде» lunin812 возлюбил в комментариях приводить отрывки из воспоминаний колхозников сталинского времени. Ясно, что воспоминания он собирает не сам, а пользуется уже подобранными по критической направленности воспоминаниями главным образом бывших кулаков. Поэтому они ему кажутся очень яркими и убедительными...

Чтобы не отвлекаться на каждое, прокомментирую первое попавшееся.

"В семье было 11 человек. Жили небогато: шесть коров, три лошади, овцы, гуси, куры. В деревне были дворы и побогаче. Но были и совсем бедные. "


В 1927 г. среднее крестьянское хозяйство РСФР имело 1 рабочую лошадь и 1,2 коровы. Не имело вообще рабочего скота 28,4 крестьянских хозяйств и не имело коров 19,5% хозяйств. Так что это «небогато» - это субъективная оценка свидетеля на момент дачи интервью. На самом деле, хозяйство было кулацким, было скорее всего кулацким, что легко доказать. Допустим, что молочных коров было четыре, одну телку выкармливали на мясо, а еще одну на обновление молочного стада (соответственно одна из старых коров тоже шла на мясо). Но четыре молочных коровы у частника – это не менее 10 тонн молока или по 2,5 литра в день на члена семьи. Это явно избыточное количество, поэтому столько коров могли содержать лишь с целью систематической продажи молочной продукции. Оставляя по поллитра в день на члена семьи, в этом хозяйстве имелось каждый день на продажу по 22 литра молока. Даже по современным меркам такая деревенская семья будет зажиточной (при цене 20 руб. за литр это 15 000 рублей ежемесячного дохода только от продажи молока).

Теперь про лошадей. Три рабочие лошади в одной такой семье должны были быть избыточны для обработки собственных полей. Третья лошадь по-любому предназначалась в аренду. Стандартная цена в 1920- е гг. – до половины урожая с обработанного поля.


"Бедняками считались те, кто работать не хотел. Была, например, у нас одна такая бедняцкая семья из семи человек. Отец у них не работал, а только собак вешал. Снимал с них шкуры и шил шапки".


Очевидно, в упомянутой семье рабочей лошади не было, как и в 28,4 % бедняцких хозяйств. Вот и приходилось шить шапки.


"Жили у нас и совсем зажиточные семьи. Их называли кулаками. Помню одну из них с какой-то волчьей фамилией, что-то вроде Волкодавы. У них было всего больше нашего раза в три. Была даже своя молотилка. Работали они сами, специальных работников не нанимали. Но на них часто работали те крестьяне, которые пользовались их молотилкой".


Фамилия показательна))
Свидетельница не соображает, что говорит: очевидно, то, что «на них часто работали те крестьяне, которые пользовались их молотилкой», - это вовсе не «работали они сами»…


"У нас было заведено помогать друг другу в уборке урожая. Между собой жили хорошо, спокойно, уважительно. Поэтому и двери никто и никогда не закрывал на засовы и замки. Воровство в деревне случалось очень редко, да и то после образования колхозов. Эти случаи помню все. Однажды у одних украли рыбу из снастей. Воров поймали, обвешали рыбой и прогнали в таком виде через всю деревню. В другой раз сено украли. Воров обвязали пучками сена и провели по деревне (сено было колхозное). Для людей это был большой позор. Как-то раз из стада пропал бык. Его искали три дня. Но нашли во дворе одного дома только бычью шкуру. В там же нашлось и мясо. Это Петр Кошелев с дружками зарезал быка, а мясо приготовил продать. Петра обернули в шкуру, нацепили рога на лоб и гнали, как собаку, по всей деревне. После этого он из деревни уехал. Вот такие у нас были суды – настоящие, народные! "


Хорошая картинка. Но до коллективизации часто воров забивали насмерть, - только коллективизация принесла смягчение нравов и подобные  попытки морального воздействия.


"Как организовывали колхоз, я не помню. Помню только, что три дня скотина ревела. Её согнали в один двор и продержали без корма и дойки три дня. Со стороны крестьян было какое-то недовольство (высказывали начальству) и скотину распустили по домам "


Показательно: крестьяне объявили забастовку, отказываясь кормить собственную скотину. Но виновато оказалось начальство.


"Ещё я помню раскулачивание. Из нашей деревни сослали много семей. Семью Волкодавов сослали в Нарым. А их имущество отошло колхозу. Часть вещей была выставлена на продажу и была раскуплена бедняками. Мы покупать те вещи не стали. Отец и мать сказали: «Как же можно чужое добро брать?!». Судьба высланных нам была неизвестна. Кроме одного случая. Двенадцатилетний мальчик Алексей сбежал (так он сказал в деревне) от сосланных родителей и устроился в колхозе пастухом. Председателя еле упросили принять его. Нельзя было. Он же – сын кулака. "


При высылке кулаков им предоставлялось право оставить на иждивении в родной деревне детей и стариков. То, что часто односельчане не хотели помогать раскулаченным, да обирали до нитки – показывает истинное отношение в деревне к кулакам. Мое мнение: если бы не власть, большинство кулаков бы вырезали сами крестьяне.


"Замуж вышла в 20 лет. Мужа своего до свадьбы практически не знала".


Так что право на любовь дала крестьянским девушкам Советская власть))


"Он жил в соседней деревне, там был совхоз. Стала в том совхозе работать дояркой. Там хоть и небольшие деньги платили, но это были всё-таки не колхозные трудодни – палочки. Жили, конечно, в основном на то, что сами выращивали. "


Колхоз обеспечил крестьян зерном и кормами для скота, поэтому то, что сами выращивали – это выращенный на колхозные корма скот и птица, да огурчики-помидорчики. Но именно у этой крестьянской семьи уровень жизни снизился, конечно, за счет усреднения в колхозе. То, что у остального большинства отпала угроза голодной смерти и кабалы для старушки  данной дочери кулака неважно.


"Потом мы с сыном уехали на заработки в Кемерово. Я устроилась на завод. Вскоре и мать с отцом уехали из колхоза. Для того, чтобы тогда уехать из деревни, надо было у председателя колхоза выпросить справку, а потом, ехать в райцентр, где уже «снимали метрику» и давали паспорт".


О чем я и говорю: истерика антисоветчиков насчет отсутствия паспортов не имеет отношения к реальности. «Выпросить» у председателя справку – то же самое, что сегодня подписать у начальства рапорт об увольнении.


"В Кемерово жили на правом берегу с семьей брата, матерью и отцом. Домишко был небольшой, но добротный. У нас была корова и пять соток земли".

Запомните корову.


"Вскоре случилось несчастье: тифом заболели сын и мама. Мама пролежала 40 дней в больнице и вылечилась. А сын после дезобработки умер. Мама рассказала как их дезинфицировали. Завели в кабину, стали поливать водой. А в это время теплая вода отключилась и пошла только холодная. Под этой водой их держали 40 мин. От переохлаждения мой трехлетний сын и умер".


Это о низкой культуре населения, даже медиков.


"Жили в городе трудно. На работу ходили на другой берег по железнодорожному мосту, по которому два раза в день (утром и вечером) ходил поезд".


"Молились на левом берегу в молельном доме. Церкви здесь не было. Хозяйку того дома потом судили за то, что она его предоставила для молящихся".


"Перед войной я вышла второй раз замуж. Муж был мордвин, поэтому его не взяли на фронт, а забрали в стройбат. Всю войну он служил на правом берегу".


А то мордвинов на фронт не брали))


"В войну было трудно. Хлеб выдавали по карточкам: на иждивенцев приходилось по 200 гр. в день, а на детей – 300 гр. Хлеб был тогда специфический, его качество сильно отличалось от современного. Он почему-то сильно крошился".


Большим подспорьем в военное время была корова, которая в данной семье была. В 1942-1943 гг. на городском рынке за ведро молока для детей давали месячную зарплату. Но сталинское руководство это не учитывало – хлеб все равно давало.


"Вырастили двух сыновей, старшему сейчас– 60 лет, младшему – 57. Есть пять внуков и три правнука".


И ведь не умер никто от голода-то?


Абросимова Матрена Спиридоновна родилась в 1909 в д. Усть-Кум Новосибирской обл. Живет в Кемерово. Рассказ записала Павлова Светлана в декабре 1999 г.
Tags: 1920-е, 1930-е, НЭП, воспоминания, источники, колхозники, школа историка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 242 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
спасибо.
Спасибо, прекрасный разбор.

И прекрасная иллюстрация на тему "у кого-то щи жидкие, а у кого-то жемчуг мелкий".
("расчёт " дохода с коровы чего стоит)
Да и других грубых натяжек и передёргиваний довольно.
Т.е. если читать совсем некритически-"прекрасный разбор"

unbelievableme

10 years ago

unbelievableme

10 years ago

sis_2007

10 years ago

>Большим подспорьем в военное время была корова, которая в данной семье была.

Из приведённого вами текста вовсе не следует, что была.
>"В Кемерово жили на правом берегу с семьей брата, матерью и отцом. Домишко был небольшой, но добротный. У нас была корова и пять соток земли".

mindfactor

10 years ago

wazawai_n2

10 years ago

bey

10 years ago

mindfactor

10 years ago

bey

10 years ago

mindfactor

10 years ago

bey

10 years ago

mindfactor

10 years ago

ihistorian

10 years ago

ihistorian

10 years ago

>Жили небогато: шесть коров, три лошади, овцы, гуси, куры.

Вот это конечно пи*дец полный.
Шоб ви так жили, как ви, сцуки, прибедняетесь. (с)

mindfactor

10 years ago

Он ведь и Кожинова критиковал.

http://lib.rus.ec/b/158609/read

...
Большую роль в жизни Вадима Кожинова сыграла уже упомянутая встреча с М.М.Бахтиным, который был на 35 лет старше его. «Он в каком-то смысле передал мне идейную эстафету русской традиции», — уверял Кожинов. Допустим, так. Но тут нельзя не вспомнить, что «в разгар хрущевского правления» у Кожинова, как уже отмечалось, был весьма прискорбный период «радикальнейшего «диссидентства», в чем он не раз признавался: «Я безоговорочно «отрицал» все то, что совершалось в России с 1917 года». Все!.. Ему тогда уже перевалило за тридцать, — возраст, казалось бы, уж полной зрелости. Как он замечает, сие «отрицание» тоже явилось результатом бесед с М.М.Бахтиным. Видимо, этими беседами объясняется многое, в частности, хотя бы тот, например, факт, что критик брал в кавычки слова «враги народа», «кулаки», «бедняки» или писал «так называемые кулаки», или давал такое пояснение: бедняков перед коллективизацией не было, а были лентяи: «Поскольку в период нэпа каждый крестьянин мог получить достаточный земельный надел, «бедняками» к концу 1920-х годов оказались в значительной мере те, кто не были склонны к упорному труду и питали ненависть к «крепким» хозяевам». Такой взгляд давно известен, его можно было позаимствовать не только у Бахтина, а хотя бы и у самих кулаков. Но согласуется ли это все с «эстафетой русской традиции»?
Как раз сегодня у меня был спор с одной высокопоставленной чиновницей. Публично она "держит лицо" и говорит "трагедия голода" (она отрицает, что голод был голодомором и геноцидом). Но тут случайно в разговоре я коснулась, вспоминая. Говорю: когда мне было лет 6-6 бабушка и соседи не раз вспоминали, рассказывали, и никто не называл "голодомором", говорили "голодовка". И тут она (она лет на 5-7 старше, т.е. ее бабушки-дедушки того же возраста примерно, что и мои):: моя бабушка тоже говорила "голодовка". Она говорила, что те, кто имели козу или корову, все выжили, умерли только те, кто не имел, а это, г.о. лентяи". Тут меня задело: мои родственники лентяями не были, но они только из Киева приехали, где дед на заводе Артема работал, у них ничего не было, И говорю: не обязательно, А она, что таки большинство не-ленивых имело козу-корову . Потом зашла речь о том, что ведь собрание постановляло, кого вселять как кулаков, а кого нет. И тут на меня пахнуло такой волной! Точно то, о чем Назар писал, что одной из причин усугубления голода были отголоски вражды во время гражданской! Она: так сколько друг на друга доносов писали! Родственники на родственников! Подглядывали, у кого в ямах хлеб спрятан так, что люди боялись его выкапывать и он сгнивал! Я просто была поражена!
отлично! моя бабушка, 1908 года рождения, была родом из богатой но затем обедневшей семьи. поэтому их не раскулачили, хотя вроде как кто-то намеревался. обошлось, так как наемный труд уже не использовали.
помню ее рассказы о той жизни. она ее никогда не хвалила! наоборот, с сокрушением как-то вспомнила про частушку, которую тогда пели. увы, начало не помню, но концовка такая: "Ленин с Троцким околеют, и скоро кончится война". потом с сожалением добавила" "Вот, мы такие частушки пели, а Ленин нам нормальную жизнь сделал".

Deleted comment

Я вот не уверен, что умел бы читать и писать,///

Ну это тоже крайность)) Была бы Турция минус турецкие дивиденты от климата и торговли со странами СНГ.

Deleted comment

ihistorian

10 years ago

cran_berry

10 years ago

//Вырастили двух сыновей, старшему сейчас– 60 лет, младшему – 57.//

И оба сейчас получают пособие как "дети войны". Хотя нет - они, скорее всего, - "труженики тыла" и получают больше.
Что за пособие детям войны? Нет такого.

vborgman

10 years ago

- Дед мой часто вспоминал своего деда, и тепло, а вот отца своего - очень редко, и без особенного восторга.
С началом коллективизации дед "самораскулачился" и пошел работать в колхоз, смотреть за скотиной. А вот сын его, отец деда - не пошел охотой. И вообще "затаил".
Когда я спрашивал у бабушки и ее сестры - а почему? - те ответили: "РАБОТАТЬ НЕ ЛЮБИЛ".
Я вытаращил глаза: как же так? Ведь колхоз, говорят, нравился одним только лентяям-голодранцам, а все справные работники были против него. Они: "Ты их больше слушай".
Потом, когда я узнал, что этот "затаивший" во время войны ушел с немцами...
Это момент, кстати, никто еще не акцентрировал: НЭП позволял жить за счет маржи с аренды (как и сегодня живут одной лишь арендой), а вот в колхозе надо было работать, чтобы хорошо жить))
Вот, честное слово, лучше бы вам не комментировать :-((
И в комментариях лучше бы промолчать было людям.
А то опять получился самопроизвольно сеанс некрасивой антикоммунистической пропаганды :-(( Причем в первую очередь показали себя во всей красе те, кто считает себя современными коммунистами и сочувствующими.
ну, так любая "пропаганда" работает в обе стороны - в зависимости от мировоззрения воспринимающих. Думаете, возможна такая, которая нравится всем? Не думаю.

[Кивнув]

nikolamsu

10 years ago

Re: [Кивнув]

ihistorian

10 years ago

Deleted comment

А есть статистика именно по Сибири? - среднее крестьянское хозяйство до коллективизации? Очень я сомневаюсь, что 6 коров и 3 лошади - это не очень зажиточное среднее хозяйство.

Что касается продажи молока - Сибирь ведь специализировалась на масле. Я не имел ввиду, что именно молоко пили и продавали, но поллитра молока на душу - это и есть среднее потребление молочной продукции.

nodoubts

10 years ago

serj_khan

10 years ago

ihistorian

10 years ago

Deleted comment

Маленькое географическое пояснение. Нарымский край, куда сослали героев этого очерка - это север Томской области, среднее течение Оби. Считается местностью с суровым климатом. Однако Кузбасс, куда переехала главная героиня, является местом с не менее, если не более суровым климатом. Да и сама Новосибирская область, откуда они все уезжали, отнюдь не райское место.

Deleted comment

Отличный разбор! В который уж раз
Мое мнение: если бы не власть, большинство кулаков бы вырезали сами крестьяне.

- логично, конечно. Только им никто этого не мешал делать в Гражданскую. Тут такое дело, что для этого крестьяне должны были организоваться. Коллективизация (кроме всего прочего) была ФОРМОЙ организации крестьянства против кулаков, ФОРМОЙ УПРАВЛЕНИЯ, ФОРМОЙ КОНТРОЛЯ местных органов власти. Не секрет, что кулачество как экономически сильная прослойка в деревне рассаживала своих ставленников в местные Советы(Морозов-папа тому характерный пример), ну, или коррумпировала "честно избранные". Ввиду чего меры против кулачества пробуксовывали. Ну, например - стандартное обвинение кулаков в 1929-33 было использование наемного труда. Но в то время наемный труд легально использовать было сложно и накладно - нанять батрака нужно было по договору и государственно регистрировать, вставать на учет и пр.. Разумеется, на селе никто этим не занимался - нанимали по-старинке. А власть на это глаза закрывала, потому как а) начнешь кубло ворошить, из обрезу успокоят б) почему бы не закрыть, если за это несут барашка в бумажке. С колхозами бедняки и часть серпедняков почувствовала, что верхоная власть их поддерживает, если они организуют колхозы. И они их организовали - не только из погони за достатком, но и с целью найти управу на эксплуататоров. Попробовал бы председатель исполкома местного Совета не прислушаться к мнению колхозного собрания о том, кто кулак, а кто нет! Получалось, что колхозы были формой политической организации трудового крестьянства и фактического управления на деревне. Кулака задавили не столько экономически колхозами, сколько политически, ибо против кулачества выступила ОРГАНИЗАЦИЯ, а не разрозненные крестьяне. Причем этот процесс пошел так быстро, что рванул на самотек - почувствовав, что колхоз - это сила, крестьяне живо скрутили в бараний рог своих обидчиков, и власть (по-моему мнению), процесс этот не удержала (сигналом стала статья "Головокружение от успехов"), а потому, как во всех стихийные процессах, было много издержек (как то записывание в кулаки части середняков, отбирание у кулаков всего имущества, а не излишнего с/х инвентаря, сведение личных счетов, обобществление мелкого скота и птицы, повышенные обязательства колхозов по сдаче зерна и пр.)

"Вскоре случилось несчастье: тифом заболели сын и мама. Мама пролежала 40 дней в больнице и вылечилась. А сын после дезобработки умер. Мама рассказала как их дезинфицировали. Завели в кабину, стали поливать водой. А в это время теплая вода отключилась и пошла только холодная. Под этой водой их держали 40 мин. От переохлаждения мой трехлетний сын и умер".

- В силу низкой культуры и антисоветского мировоззрения мемуаристка явно приписала смерть малыша власти. По каким таким нормам санобработки предполагалось 40 минут поливать водой? тем более при тифе! Санобработка при тифе (как и вообще санобработка при эпидемических заболеваниях) - массовое мероприятие. Если каждого выдерживать по 40 минут, то не хватит никакой воды - ни горячей, ни холодной. На санобработку при чуме, холере и сибирской язве в армии, например, положено не более 10 минут. Тут вопрос не о низкой культуре медиков (была бы низкая культура - делали бы строго по инструкциям, именно для них их и писали), а скорее о попытках автора снять с себя подсознательную ответственность за смерть малыша. Тиф имеет признаки простудного заболевания - слабость, повышение температуры, а потому неграмотная крестьянка могла легко принять одно за другое. Верить в таких случаях без медицинского заключения и акта вскрытия никому нельзя, тем более родственникам - они постоянно подозревают врачей в ошибках, невнимательности и вредительстве.

А то мордвинов на фронт не брали))

- с 1942-43 года из малых и поволжских народностей отправляли НЕ ВСЕХ - наименее надежных политически оставляли в тылу. Потому что имелись случаи перехода и формирования немцами нацчастей и из поволжских народностей в том числе. Тут, кстати, вопрос о политическом и моральном облике мужа. Возможно, что он имел определенную репутацию, что его на фронт отправлять не стали.
Только им никто этого не мешал делать в Гражданскую.
Таки и делали. Раскулаченные -это уже кулаки второй волны поднявшися в нэп

bortnik

10 years ago

ihistorian

10 years ago

bortnik

10 years ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →