ihistorian (ihistorian) wrote,
ihistorian
ihistorian

Category:

В каком паровозе был сожжен Лазо.


«Памятны дни 4—5 апреля 1920 года. Японские империалисты выступили во Владивостоке и других городах Приморья. Они арестовали Сергея Лазо вместе с членами Военного совета: Всеволодом Сибирцевым, Луцким и Мельниковым. Тов. Мельников, которому удалось потом бежать, так передает свои впечатления об этом аресте: «При первом допросе, снятом японскими жандармами, я и Лазо своих фамилий не открыли, не особенно доверяя «рыцарским» чувствам японцев по отношению к своим пленным. Сибирцев и Луцкий на первом же допросе назвали свои настоящие фамилии.
За время нашего пребывания в плену в помещении следственной комиссии до 9 апреля нас посещали наши знакомые. Неоднократно нас посещали также и японские жандармы с переводчиками. При этом они разыскивали членов Военного совета.
Восьмого вечером Лазо был сфотографирован, а 9-го в 6 часов утра пришел переводчик, бывший при нас, и приказал Лазо, Луцкому и Сибирцеву итти за ним. На вопрос Лазо — брать ли вещи с собой — переводчик сказал: «Нет, не надо, тут недалеко». После этого я их больше не видел.
И никто из друзей с тех пор ни Лазо, ни Луцкого, ни Сибирцева не видели.
Лишь много лет спустя после гражданской войны мало-помалу из свидетельских показаний и из оставшихся скудных документов выяснилась страшная гибель Лазо, Луцкого и Сибирцева.
Из следственной комиссии во Владивостоке арестованные товарищи Лазо, Луцкий и Сибирцев были переведены в японский штаб, а оттуда в японскую контрразведку, помещавшуюся на Китайской улице. Числа 15—20 апреля ночью их увезли на Первую речку, в распоряжение японских войск, которые после заключения мирного соглашения с приморским временным правительством Медведева занимали всю магистраль Уссурийской железной дороги. Наши части были отведены за 30 километров в нейтральную полосу. 25—28 мая в почтовой теплушке японцы привезли Лазо и его товарищей на станцию Уссури.
В районе станций Иман—Уссури действовал в то время бочкаревский отряд, чувствовавший себя безопасно в этой нейтральной полосе под охраной японских частей. Знаменитые бандиты бочкаревцы, остатки колчаковских отрядов, избрав станцию Уссури своей резиденцией, понимали, что резиденция эта временная — на день, на два, — и поэтому жили вовсю. Целый день все пьяные, начиная с командира — мрачного бандита Бочкарева — и кончая последним кашеваром в отряде.
Вот в лапы этих-то зверей японцы и передали завязанных в мешках Лазо, Луцкого и Сибирцева. Бандиты, взяв мешки, перенесли в депо, согнали бригаду с одного из паровозов и затащили их в паровозную будку.

Первым был сожжен тов. Лазо. Его вынули из мешка и хотели живым втиснуть в топку. Завязалась борьба. Лазо, обладая большой физической силой, уперся руками, но удар по голове лишил его сознания, и он был брошен в топку.
Все это видел машинист паровозной бригады, опознавший тов. Лазо, когда его вытаскивали из мешка. Борьба с Лазо вероятно утомила палачей. С другими товарищами было поступлено иначе: они были пристрелены в мешках, а затем брошены в топку.
Так погиб Сергей Лазо. Ему было в это время всего лишь 24 года».

Источник: Губельман М. Таежные походы. Сборник эпизодов из истории гражданской войны на Дальнем Востоке. – М., 1935 г.


Современные фанаты «белых рыцарей» сомневаются в этой истории по двум главным основаниям:

1) Японцам, мол, незачем было возить далеко арестованных, - могли бы и сразу кончить.

2) Даже сам паровоз-памятник из серии Еа, а значит произведен в 1940-е гг., поэтому никакого Лазо в нем сжигать не могли.


По первому пункту все очевидно. Японцы в этот момент были связаны подписанным мирным соглашением, поэтому, не желая отпускать влиятельных узников, решили убить их чужими руками. Арестованные были отвезены в резиденцию бывших колчаковцев, а в тот момент «белых рыцарей» отряда Бочкарева, - кто же еще кроме них мог по просьбе японцев уничтожить трех русских большевиков? Ну а сжигание в паровозной топке вполне в стиле белобандитов: попавшие к ним в руки большевики редко погибали простой смертью…


Что касается паровоза…

1) Паровоз Ел-884, завод Болдуин (США), фотография 1917 г.
http://www.parovoz.com/newgallery/?ID=4996&LNG=RU




2) Паровоз Ел-711, завод АЛКО, США, фотография 1917 г.
http://www.parovoz.com/newgallery/?ID=11840&LNG=RU




3) Паровоз-памятник Ел-629 ( или 629), г. Уссурийск, фотография М.Иванцова 2008 г.
http://www.parovoz.com/newgallery/?ID=184325&LNG=RU




4) Паровоз Еа-2885, депо Комсомольск-на-Амуре, фотография 2007 г.
http://www.parovoz.com/newgallery/?ID=106840&LNG=RU




5) Паровоз Еа- 3246, привокзальная площадь, г. Тында, фотография 2007 г.
http://www.parovoz.com/newgallery/?ID=104636&LNG=RU


 


«Паровоз серии Е типа 1-5-0 имеет различные индексы. Построенные в 1915-1917 гг. паровозы серий ЕК , ЕС, ЕФ и ЕЛ имеют поверхность нагрева котла около 240 м2, площадь колосниковой решётки 6 м2 и двухцилиндровую машину однократного расширения.
Паровозы серий ЕА и ЕМ постройки 1944-1946 гг. отличаются от первых рядом усовершенствований и имеют усиленный пароперегреватель, механический углеподатчик, воздушный реверс, централизованную смазку букс и т. д.
Спроектирован паровоз серии Е русскими инженерами и строился в Америке».
Источник: А.В.Хмелевский, Паровозы. Устройство и обслуживание. 2-е изд. - М.: ГТЖДИ, 1955


История паровозов серии Еа.

История паровозов серии Е согласно Википедии.


А теперь банальная история о том, как появилась буква «А»


«В годы Гражданской войны Приморье как оплот интервентов стало местом многих трагических событий. Одно из них увековечено в Уссурийске на проспекте Блюхера, где на пьедестале стоит паровоз ЕЛ-629.

На мемориальной доске написано, что в топке этого паровоза были заживо сожжены революционеры и борцы за Советскую власть на Дальнем Востоке Сергей ЛАЗО, Алексей ЛУЦКИЙ и Всеволод СИБИРЦЕВ. Но кто теперь вчитывается в эту надпись?

Чем дальше от нас героическое прошлое края, тем невероятнее кажутся его события. Пользуясь тем, что современные приморцы слабо интересуются историей своего края, а прописные истины из советских учебников истории вовсю подвергаются ревизии, некоторые псевдо-историки стремятся сделать себе имя на скандале, сплетая новые байки о героях прошлого, выставляя их совершенно другими людьми, а их подвиги принижая до бандитских налетов.

Так, в Интернете мне попалась статья «Тайны красного Дон-Кихота». Не буду говорить, кем там предстает Сергей Лазо, приведу небольшую цитату, касающуюся именно паровоза.

«Впоследствии возник еще один исторический казус: в 1970-е в Уссурийске установили паровоз, в топке которого якобы сожгли Лазо. Делали это в такой спешке, что на постаменте оказался... американский локомотив 1930-х годов выпуска».

Ради справедливости надо бы выслушать и другую сторону, да где же теперь найдешь очевидцев, участников гражданской войны? Видимо, на это и надеются авторы подобных статей.

Однако в Уссурийске живет человек, который знает о паровозе ЕЛ-629 всю правду. Это преподаватель Приморского института железнодорожного транспорта филиала ДВГУПС Сергей Данилович БОЙЧУНЬ. Вот что он рассказал.

- Когда был построен Транссиб, стало понятно, что имеющихся паровозов недостаточно, и у них мало мощности. Поэтому в 1914 году был сделан специальный заказ в Америке на производство мощных паровозов серии «Е». Эти паровозы, в сущности, были скопированы с американских паровозов «Декапод», что в переводе значит «десятиногий», так как у них было десять колес. Русские инженеры переработали чертеж, и получился мощный паровоз, способный тянуть 36 вагонов, а не 12, как старые. С 1916 года паровозы стали привозить во Владивосток морем.

Номер паровоза – это как его имя, оно индивидуально, паровоз ходит с этим номером до тех пор, пока его не порежут на металлолом. Поэтому легко отследить его судьбу. Именно этот паровоз, ЕЛ-629, обслуживал японцев. Именно этот номер назвал в 1927 году кочегар паровозной бригады, который рассказал о гибели Лазо, Сибирцева и Луцкого. По его свидетельству, японцы вместе с белогвардейцами прогнали паровозную бригаду, чтобы железнодорожники не стали невольными свидетелями, но ему удалось закопаться в уголь и пришлось оставаться там до самого конца, чтобы не выдать себя и не погибнуть вместе с революционерами. Думаю, что все так и было. Зачем бы ему выдумывать всю эту историю? К тому же номер паровоза, на котором человек работал, он бы не забыл.

По этому номеру паровоз и нашли. В 1949 году его случайно увидели на станции Маньчжурия. Его забрали на станцию Борзя, где он еще работал на маневрах по узкой колее. Но о судьбе паровоза, видимо, не забывали, и когда власти занялись увековечением событий Гражданской войны, паровоз было решено переправить в Уссурийск и установить в качестве мемориала. Это было в конце 60-х годов, я как раз работал мастером, и этот паровоз поставили в мой цех, чтобы привести в порядок.

Нашли специально двух мастеров-паровозников, которые занялись его восстановлением. Они привели его в рабочее состояние. Затем паровоз установили у железнодорожной насыпи на ул. Тургенева, и только в 1971 году он занял нынешнее место в парке возле ДК имени Чумака.

- А почему именно там? Почему вообще в Уссурийске, а не на станции Лазо, где все происходило?

- Не знаю, почему было принято такое решение, но думаю потому, что Уссурийск является крупным железнодорожным узлом. Дом культуры имени Чумака вообще в те годы был самым лучшим и самым посещаемым на ДВЖД. Наверное, потому и поставили паровоз у нас – чтобы больше людей его увидели.
- Сергей Данилович, а возможно ли вообще поместить человека в паровозной топке?

- Не только возможно, но она специально сконструирована, чтобы в нее можно было залезть человеку. Это связано с технической необходимостью. Все помощники машиниста через это проходили, и я в том числе. Так что это совершенно реально».

Как бы нас ни учили смотреть на коммунистическое прошлое по-новому, есть то, что должно оставаться вне времени. Это факты истории. Кстати, на паровозе вместо литеры «Л» красуется буква «А». Вот так нерадивый маляр одним взмахом кисти может внести разночтения в историю, давая пищу для новых издевательских публикаций.


21 ноября 2007"


Источник.



Вот такая история. Проверить все это мне стоило полутора часов нагугливания и монтажа найденных фотографий и материалов. Неужели это так трудно сделать юным фанатам «белых рыцарей»?
Tags: антимиф, гражданская война, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments