ihistorian (ihistorian) wrote,
ihistorian
ihistorian

Category:

Можно ли детям научиться у Солженицына чему-то, кроме лжи и предательства?



Мнение уважаемого Александра Дюкова, одного из тех немногих официальных историков, которые сегодня спасают честь Истории СССР, как науки:

«Чтобы не было недоговоренностей, сформулирую свою точку зрения по вопросу "преподавание Солженицына в школе".

1. В школьной программе по литературе должен быть "Один день Ивана Денисовича", который является действительно важным литературным произведением. Желательно, чтобы были представлены и рассказы Шаламова - для сравнения.

2. "Архипелаг ГУЛАГ" не имеет отношения к литературе и в школьный курс литературы включаться не должен.

3. "Архипелаг ГУЛАГ" не имеет отношения к исторической науке и в школьный курс истории включаться не должен. Раздел по сталинским репрессиям в школьных учебниках есть - и этого достаточно.

4. "Архипелаг ГУЛАГ" является памятником "холодной войны" и пропагандистского противоборства между Западом и СССР. Издавать его "как есть" - все равно что издавать "как есть" розенберговский "Миф ХХ века". Как-то неприлично. Необходимо комментированное научное издание, в котором прослеживаются все источники "Архипелага", приводятся научно апробированные данные о масштабах и динамике сталинских политических репрессий, разбирается история создания книги и ее практического использования в рамках "холодной войны".



Мой ответ: «Солженицын - средний писатель, продавший свое перо врагам России за чечевичную похлебку и стеклянные бусы. И только в этом качестве ДОЛЖЕН быть в школьных учебниках».


Когда Сальери был обвинен в убийстве Моцарта, - его музыкальные творения отказались исполнять. Как бы ни командовал Власов под Москвой, в школьном учебнике ему место лишь среди предателей Родины. И никаких компромиссов быть не может, если мы не хотим вырасти из своих детей приспособленцев и предателей.


Что касается литературных дарований Солженицына, то поведаю о своем опыте. Когда у нас в стране после тотальной рекламы появились его произведения, я был правоверным молодым антисталинистом –демократом. У меня была программа планомерного последовательного чтения литературной классики, но Солженицын, конечно, был положен на мой стол без всякой очереди. Хотя «Архипелаг ГУЛАГ» меня шокировал и я понимал «каноническую важность» текстов этого гуру, - я впервые в жизни не смог осилить НИ ОДНОГО произведения писателя целиком. Становилось скучно и отталкивало что-то, что я не мог тогда назвать.


Но это мнение читателя, а вот аргументированное мнение филологов и литературоведов я был бы рад узнать, - у них свои критерии оценки художественного текста.
А как Вы думаете?
Tags: антимиф, дискуссия, идеология и пропаганда, литература
Subscribe

  • Причина насильственной коллективизации

    Авторы книги «10 мифов об СССР» А.Бузгалин и А.Колганов — хрущевцы и критикуют Сталина за насильственный характер коллективизации.…

  • Антисоветизм украл Родину

    Оригинал взят у awas1952 в Вынесено из комментариев donbass 2012-12-24 16:18:11 UA Тут недавно один молодой бездельник упрекнул меня в…

  • Итоги года в образовании

    Ну вот еще у кого-то рассеиваются иллюзии. Еще кто-то перестает делать стойку под лжепатриотические лозунги. Рецепт один - перестать врать, в первую…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 118 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
2. "Архипелаг ГУЛАГ" не имеет отношения к литературе и в школьный курс литературы включаться не должен.

3. "Архипелаг ГУЛАГ" не имеет отношения к исторической науке и в школьный курс истории включаться не должен. Раздел по сталинским репрессиям в школьных учебниках есть - и этого достаточно.

А остальные произведения?

dir_for_live

10 years ago

varjag_2007

10 years ago

supermipter

10 years ago

Полностью разделяю и поддерживаю.

Кое что есть в сообществе antigulag.
Солженицын - средний писатель, но "Один день Ивана Денисовича" ему удался, так что с Дюковым я согласен.
Допустим удался: можно ли его преподавать в школе?

cortas

10 years ago

tormozz

10 years ago

Полностью соглашусь.
согласен
опять прямолинейность. Ни в коем случае не исключать АГ из школьной программы. толко преподавать с разбором полётов. солж писал так что через страницу нестыковки в одном тексте. а если начать копать то вакцина от либералов будет страшная. А вы опять "не вкючать".
Вы Библию читали? Там все стыкуется? Тем не менее эта книга оказала и продолжает оказывать влияние на формирование идеологии.
Не включать, однозначно, пусть даже на всякий случай.

ghj1

10 years ago

ghj1

10 years ago

iouripopov

10 years ago

ghj1

10 years ago

Мой ответ: «Солженицын - средний писатель, продавший свое перо врагам России за чечевичную похлебку и стеклянные бусы. И только в этом качестве ДОЛЖЕН быть в школьных учебниках».

ППКС
Солженицын - великий писатель XX века, запутавшийся в своих исканиях. "Один день Ивана Денисовича" и большинство рассказов, которые я читал - шедевры мировой литературы. "Архипелаг" к счастью не читал
Критерии великости можете сформулировать?

kihotkin

10 years ago

А должны ли в курс зарубежной литературы включаться труды Гитлера, Геббельса? Тут бы отечественных классиков объять, включая ранних советских, Маяковского там, для разных козлов места нет.

Про соЛЖЕницына можно оговориться, перечислив его в списке фальсификаторов, писателей намерянно искажавших историю. Но изучать какое-либо его произведение даже факультативно - вредно для детской психики.

Deleted comment

redelf

10 years ago

supermipter

10 years ago

redelf

10 years ago

rusofil84

10 years ago

supermipter

10 years ago

rusofil84

10 years ago

redelf

10 years ago

supermipter

10 years ago

rusofil84

10 years ago

supermipter

10 years ago

jayzonom

10 years ago

в конце войны советский офицер Солженицын перестарался в стремлении свалить с фронта в тыл, за что и попал в лагерь. После чего, обиделся на всю страну, и стал гадить всю свою жизнь. Нерядовая сволочь.
От Солженицына не восторге, но тупые методы пропаганды а-ля 70-ые - радуют еще меньше.

В конце войны да еще с "фронта" (Солженицын и так был практически в тылу, в нескольких километрах за линей фронта - дальная артиллерийская разведка) - придумайте шо нибудь поубийственней.

ruslan63

10 years ago

ioann_pupkin

10 years ago

Денисович - не Денисович, это дело десятое. Но вот интересно, как выпало из поля зрения "Двести лет вместе"?
По курсу истории нужно обязательно добавить.
Глупость какая изучать историю по романам. А историю Франции будем изучать по романом Дюма?
Имеется ввиду изучение произведений Солженицына на уроках литературы))
У меня к нему подход сугубо практический.
Я знаю, что ссылаться на "Гулаг" как на исторический труд - повод для упражнений в остроумии для оппонентов, или взаимных оскорблений, если в споре участвуют ещё и поклонники Солженицына.
Поэтому не считаю для себя нужным вдаваться в детали, в т.ч. субъективные - был Солженицын сознательным лжецом или добросовестным заблуждавшимся человеком, полностью его труд неадекватен или в нём есть как ошибки, так и стоящие исследования.

"Один день Ивана Денисовича" я не читала, но по другим произведениям (рассказы, "В круге первом") Солженицын показался мне слабым, нудным и пафосным автором.
показался мне слабым, нудным и пафосным автором.
----------------

Вот и мне. Вот это слово: пафосность... натянутая. Я не осилил даже в качестве антисталиниста.
По сравнению с писателями поздней советской эпохи: "военными" (Г.Баклановым, Б.Васильевым, В.Быковым), "деревенщиками" (В.Беловым, В.Крупениным, даже Ф.Абрамовым и В.Распутиным) его (Солженицына) слог, умение владеть русским языком выше. Именно этот его талант к владению языком и стоит изучать на уроках литературы. К сожалению, владение родным языком не является значимым в преподавании литературы в школе, а стоило бы.
Из солженицынских произведений мне больше всего понравилось "В круге первом", кстати там устами одного героя высказывается известная его мысль и довольно ярко:
"Если бы мне, Глеба, сказали сейчас: вот летит такой самолёт, на ем бомба атомная. Хочешь, тебя тут как собаку похоронит под лестницей, и семью твою перекроет, и ещё мильён людей, но с вами -- Отца Усатого и всё заведение их с корнем, чтоб не было больше, чтоб не страдал народ по лагерях, по колхозах, по лесхозах? -- Спиридон напрягся, подпирая крутыми плечами уже словно падающую на него лестницу, и вместе с ней крышу, и всю Москву. -- Я, Глеба, поверишь? нет больше терпежу! терпежу -- не осталось! я бы сказал, -- он вывернул голову к самолёту: -- А ну! ну! кидай! рушь!!"
Очень полезно знать такие мнения.
Но думаю, что в школе тяжело осилить этот роман целиком. Тогда "Один день Ивана Денисовича", "Матрёнин двор", "Адлиг Швенкиттен".
это и в 3 томе АГ есть
Знающему не нужно думать, а не знающему тем более.
А может Путин знает больше? Тогда пускай поведает миру, а не скрывается за .... Да, и кто в былое время призывал сбросить атомную бомбу на Союз? А мы все пытаемся думать ...
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Причина насильственной коллективизации

    Авторы книги «10 мифов об СССР» А.Бузгалин и А.Колганов — хрущевцы и критикуют Сталина за насильственный характер коллективизации.…

  • Антисоветизм украл Родину

    Оригинал взят у awas1952 в Вынесено из комментариев donbass 2012-12-24 16:18:11 UA Тут недавно один молодой бездельник упрекнул меня в…

  • Итоги года в образовании

    Ну вот еще у кого-то рассеиваются иллюзии. Еще кто-то перестает делать стойку под лжепатриотические лозунги. Рецепт один - перестать врать, в первую…